Воскресенье, 28.04.2024, 07:09
Памяти Николая Николаевича Пайкова
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи Н.Н. Пайкова. [6]
Воспоминания о Н.Н.Пайкове [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи Н.Н. Пайкова.

Код Некрасова
                                                                               Пайков Николай Николаевич,
                                                                               доцент ЯГПУ имени К. Д. Ушинского,
                                                                  руководитель ярославского регионального центра
                                            некрасоведческих исследованийпри ЯГПУ имени К. Д. Ушинского
 
 
                                                 Код Некрасова
 
 
           Как читает текст неискушенный читатель? –
 По принципу: нравится / не нравится.
           Но почему «нравится» или «не нравится», не всегда бывает легко ответить.
           Может быть, все дело в том, что мы бессознательно привыкаем считать «лирикой» нежные стихи «про любовь», а романом – только «триллер» или «экшн»? То есть наша читательская конвенция («договоренность») с писателем о том, что считать литературой, строится на привычных образцах в узком диапазоне бытового чтения.
         Но студентам-филологам порой приходят в голову «странные» вопросы: разве ранняя интимно-женственная лирика А. Ахматовой имеет какое-то отношение к «техническому» гумилевскому акмеизму «Цеха поэтов» или «культурническому» акмеизму О. Мандельштама? А ее классически-мерно и патетически-всенародно звучащие стихи военного времени? Кто же в таком случае А. Ахматова? И этот пример, как мы понимаем, отнюдь не единственный.
         Что же делает художника слова таким, каким мы его знаем?
         Конечно, его духовно-психологический склад, его культурные ориентации и предпочтения, убеждения и идеалы. Но в не меньшей степени и то, что можно бы назвать «воля эпохи» или, по-другому, художественно-эстетические задачи времени.
         Обращаясь к Некрасову, тотчас вспоминаешь знаменательный отзыв о нем его современника Е. Н. Эдельсона: «В то время, когда вослед Пушкину всякий гимназист легко мог писать гладенькие стишки, один только Некрасов прямо по бездорожью торил свою, отличную от всех других тропу в русской поэзии».
         Чем овладела, чему научилась русская поэзия ко времени Некрасова? Она виртуозно овладела разработкой жанрово-стилевого соответствия внутри конкретных поэтических форм. Она научилась тонкому выражению переживания камерных состояний и настроений лирическим субъектом. Романтическая культура придала русской лирике и поэмам глубину философского поиска сфер духовного идеала или вскрытия трагизма его неосуществимости.
          Но на рубеже 1830-1840-х годов возник очевидный кризис в развитии русской поэзии. Самые мощные и продуктивные силы оказались насильственно исторгнуты из нее: Пушкин и Лермонтов убиты; Тютчев, уволенный со службы, прозябает в Германии. А массовая поэзия продолжает до бесконечности тиражировать старые литературные модели: страдания романтического отщепенца, мистические устремления к «нездешнему», абстрактно-героические порывания, автопозиционирование «гения».
           Объективно свершающаяся в России демократизация общества, популяризация утилитарно-прагматических идей, постепенная социальная гуманизация общественного сознания, становящееся национально-патриотическое движение требовали, однако, совсем других художественных идей и форм. Робкие опыты в этом направлении Н. П. Огарева, Э. И. Губера, позднее Б. Н. Алмазова и даже оригинальное явление А. В. Кольцова вместе с целой плеядой крестьянских песенников проблемы разрешить не могли. Необходимо было решительно преодолеть замкнутость жанрово-стилевого типа восприятия художественных форм, суметь перенести горизонт воззрения лирического субъекта из сферы культурных «вершин» в сферу мирских «долин», допустить множественность и разнокачественность возможных повествовательных «точек зрения», найти принципиально новые – «жизненные» типы эмоционально-ценностных тональностей, ввести в поэтическую практику широкие устно-речевые и «прозаические» вербально-тематические средства художественного выражения. Решение этих-то задач и выпало на долю Н. А. Некрасова.
          Следовательно, осмысленное чтение Некрасова прежде всего опирается на его историко-эстетический «код». Что здесь важно? – В первую очередь, опыт писателя первой половины 1840-х гг. по производству популярной журнальной продукции (переводы, библиографические разборы, театральная и литературная критика, фельетоны) и созданию многообразных жанровых форм массовой и низовой словесности («скоромных» стишков, псевдонародных «сказок», рекламных «афиш», водевилей с куплетами). Результатом этой деятельности стала выработка поэтом формы ролевой презентации чужого сознания: невежественно-низового, социально и профессионально определенного, ценностно-психологически противостоящего позиции лирического субъекта и ожидаемого адресата творчества.
          Затем весьма существенной оказалась полуторадесятилетняя работа Некрасова в прозе – написание им рассказов, повестей, очерков, авантюрно-социальных и эпико-идеологического романов. В этой литературной школе выработались некрасовские приемы сюжетного и характерологического повествования, начали складываться представления писателя о противоречивом облике героя времени, «скупого на героя».
            В годы «великих реформ» Некрасов обретает независимость собственной ценностно-идеологической и экзистенциально-онтологической позиции. Он вырабатывает манеру свободной жанрово-стилевой организации поэтического текста, последовательно оперирует, воспроизводит и развивает психологическую и идеологическую перспективы сознания разнообразных представителей труженических и господствующих слоев, резко расширяет культурный и речевой диапазоны поэтического высказывания.
           В 1870-е годы поэт становится универсальным художественным выразителем идейных устремлений времени, национально-культурного мира и философии ответственного существования современного человека.
           Многим до сих пор может казаться, что самым важным в восприятии некрасовского наследия является идеологический «код» в его творчестве. Действительно, это очень существенная составляющая его музы. Сам Некрасов признавался в том, что именно ночные беседы с Белинским (после их знакомства зимой 1842-1843 гг.) стали для поэта культурными и мировоззренческими «университетами». От критика и его тогдашнего окружения Некрасов впитал идеи возможности построения справедливого общественного уклада, социального гуманизма и идейного подвижничества. Этим убеждениям он не изменил никогда. Но точно так же никогда поэт не обращался в социалиста на революционно-демократический лад. Он был скорее моралист и метафизик, нежели нигилист и утилитарист. Его выношенная жизненная философия – трагический стоицизм: понимание невозможности изменить мир к лучшему, принятие этого в мужественном противостоянии такому миру и упование на то, что приносимые сегодня жертвы – пусть и в отдаленном будущем – окажутся не напрасны.
           Но едва ли не более важное место в творчестве Некрасова заняли эмоционально-ценностный и концептуально-доминантный «коды». Первый из этих «кодов» реализуется в формах преобладающего пафоса в произведениях поэта. Исходным в творческой системе Некрасова стал пафос «гнева». Он получил воплощение в ситуациях авторазоблачения и предметного разоблачения самодовольных столпов общественной пошлости, сатирической инвективы против безнравственности и насилия – в формах иронической параболы и обобщенной картины социального явления.
          Пафос «печали» выразился в сострадании жертвам обстоятельств, в изображении личных и исторических судеб людей из народа, обманутости жизнью людей образованных, бесплодности их усилий, в философии страдания как закона бытия, любви как «подвига бесполезного», того, что мир, красота и гармония обретаются человеком лишь в смерти.
          Пафос «любви» предстает у Некрасова в утверждении идеалов идейного служения, подвижничества, расцвета и реализации духовных сил человека, гармонии детства и материнской любви.
           Пафос «самоосознания» у Некрасова выливается в понимание многосоставности и дисгармоничности человеческой природы; в антиномизм и равнозначность ценностной подлинности, оправданности, ответственности и, с другой стороны, – чувственной полноты и экзистенциальных прав личностного бытия; в признание человека субстанциональным выразителем оснований своей натуры и исполнителем своей судьбы.
             В свою очередь, концептуально-доминантный «код» представляет систему семантических антиномий, в парадигме которых развертывается художественное мышление поэта. Некрасовское отрицание бесчеловечных оснований бытия неразрывно связано с утверждением им гуманистических ценностей (если только одно не прямо выводится из другого): «он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья». Суд поэта над жизнью и человеком оборотной стороной имеет приятие им своей судьбы не только как «креста», но и как «миссии»: «люби, покуда любится, прощай, пока прощается, и Бог тебе судья» 1). Экстраспективный взгляд на вещи («ты проснешься ль исполненный сил» 2) достраивается у Некрасова интроспективным взглядом («да будет стыдно нам – за их невежество и горе»). Исповедь лирического «я» («одинокий, потерянный, я, как в пустыне, стою»3) перерастает в проповедь фундаментальных ценностей человеческого существования («будь он проклят, растлевающий пошлый опыт – ум глупцов!»). Индивидуалистическое сознание («по силам ли, о Боже, труд подъемлю?»4) у Некрасова не затеряно в мире, а оборотной стороной имеет востребованность иной, соборной судьбы:
                                                             Я взываю к русскому народу:
                                                             Коли можешь, выручай!
                                                             Окуни меня в живую воду
                                                             Или мертвой в меру дай. 5)
 
                   Неверие поэта в божественную предустановленность и оправданность юдоли человеческих страданий сочеталось у него с жаждой нравственного возрождения, исцеления, минующего все заслуги и грехи прощения, приятия, любви, которые он находил в искренней и всеобъемлющей народной вере:
                                                              Войди! Христос наложит руки
                                                              И снимет Волею святой
                                                              С души оковы, с сердца муки,
                                                              И язвы с совести больной…  6)
 
                    Некрасов в своем внимании к жизни предметно конкретен, эстетически эмпиричен:
                                                               Есть и овощ в огороде –
                                                               Хрен да луковица,
                                                               Есть и медная посуда –
                                                               Крест да пуговица!
 
                   Но он же и метафизически философичен:
                                                               Нет глубже, нет слаще покоя,
                                                               Какой посылает нам лес,
                                                               Недвижно, бестрепетно стоя
                                                               Под холодом зимних небес.
                                                               Нигде так глубоко и вольно
                                                               Не дышит усталая грудь,
                                                               И ежели жить нам довольно,
                                                               Нам слаще нигде не уснуть! 7)
 
                Есть и еще два «кода», приоткрывающих для читателя неочевидные художественные пласты в поэтическом творчестве Некрасова. Один из них – образно-референциальный «код». Этот «код» позволяет увидеть как качественные отличия художественной реальности, воссоздаваемой поэтом, от реальности житейской, так и осознать, какою по своей природе была творческая призма, сквозь которую Некрасов воспринимал окружающий мир. Так, только представление об эволюции некрасовского «мифа» о художнике позволяет понять как его собственную самооценку, так и предназначение современного поэта, развиваемое им в его поэтическом творчестве. Из этого «мифа» со временем разовьются ряд других поэтических «мифов»: о герое времени, о мессии и социальном подвижнике. Другой исходный «миф» Некрасова – «миф» о неудачнике. Из него вырастут «мифы» о страдальце-труженике и о бесплодно стремящемся интеллигенте. Третий исходный некрасовский «миф» – «миф» о провинциале в столице. Из него произойдут «мифы» о лакее, о выразителе воинствующего невежества, о пошлом рутинере, о муже и жене, о неправедно живущем, о кровососе, о монстре реакции. Еще один базовый «миф» Некрасова совсем иного свойства и масштаба – «миф» об инфернальном мире. Он породил «мифы» о чудище столичного города и о сонных провинциальных городках, о стонущей деревне и растленном Английском клубе. Наконец, исходные «мифы» родины и детства трансформировались со временем в «мифы» национального бытия, социально-исторической утопии, материнской беззаветности и жизни в смерти.
             Последний из аспектов, которые строят мир Некрасова, это его субъектный «код». Некрасов, конечно же, в своей поэзии размышлял о законах, зиждущих этот мир таким, каким мы его знаем, и об антропологической природе человека, созидающей «изнутри» его судьбу. Но у поэта была еще одна потаенная тема – его собственная судьба, собственный характер, собственное «я». И потому очень многие некрасовские строки не только создают узнаваемый и запоминающийся образ мира и людей, в нем страдающих, но и содержат плоды его тайных размышлений о себе самом, о той загадке, которую поэт решал всю жизнь и которую так и оставил неразрешенной для нас. Некрасов все время себя объясняет, оправдывает и судит, даже казнит за то, о чем мы можем только догадываться. Он глубоко прячет сокровенное от любопытных глаз и парадоксально также втайне надеется, что найдутся же те, кто сумеет деликатно и трепетно вступить с ним в диалог о нем самом, кто поймет, и примет, и благодарно помолчит. Пусть даже и не при жизни, а лет через 100 или 200.
                                            Не знаю, как созданы люди иные, –
                                            Мне любы и дороги блага земные.
                                            Я милую землю, я солнце люблю,
                                            Желаю, надеюсь, страстями киплю.
                                            И жаден мой слух, и мой глаз любопытен,
                                            И весь я в желаньях моих ненасытен.
                                            Зачем же я вечно тоскую и плачу
                                            И сердце на горе бесплодное трачу?
                                            Зачем не иду по дороге большой
                                            За благами жизни, за пестрой толпой? 8)
 
        Вот – в самых общих чертах – то, что в совокупности можно было бы назвать «код Некрасова».
 
                                                                                                      8 декабря 2008 г.

 
      1) Некрасов Н.А. Зеленый шум  //
          Некрасов Н.А.Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.2.-Л.:Наука,1981. - С. 142
      2) Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда //
          Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.2.-Л.:Наука,1981. - С. 48
      3) Некрасов Н.А. ...одинокий, потерянный... //
           Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.2.-Л.:Наука,1981. - С. 94
      4) Некрасов Н.А.  "Я рано встал, недолги были сборы..." //
          Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.1.-Л.:Наука,1981. - С. 168
      5) Некрасов Н.А. "Черный день! Как нищий просит хлеба..."//
          Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.3.-Л.:Наука,1982. - С. 208
      6) Некрасов Н.А. Тишина //
          Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.4.-Л.:Наука,1982.
      7) Некрасов Н.А. Мороз, Красный нос //
          Некрасов Н.А. Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.4.-Л.:Наука,1982.
      8) Некрасов Н.А. "Не знаю, как созданы люди иные..." //
          Некрасов Н.А.Полн.собр.соч.и писем:в 15 т.- Т.2.-Л.:Наука,1981. - С. 16
 
 
         
         
     
          
 
 


Источник: http://Некрасовское наследие - юношеству. Материалы VIII Некрасовских юношеских чтений 30 ноября 2011года
Категория: Статьи Н.Н. Пайкова. | Добавил: philolog (08.12.2011)
Просмотров: 1104
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Конструктор сайтов - uCoz