Воскресенье, 28.04.2024, 09:57
Памяти Николая Николаевича Пайкова
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи Н.Н. Пайкова. [6]
Воспоминания о Н.Н.Пайкове [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи Н.Н. Пайкова.

Николай Некрасов: долгое возвращение на родину (оконч.)
                                            Как путник безрассудный…
 
    Казалось бы, как, шествуя этим путем, да не нажить себе капиталец! Однако именно в поэме «Несчастные» Некрасов приоткрывает нам иной поворот проблемы:
 
                                           Счастлив, кому мила дорога
                                           Стяжанья, кто ей верен был
                                           И в жизни ни однажды бога
                                           В пустой груди не ощутил (Н-15. 4: 33).
 
 Тот «чужд сомнения в себе - сей пытки творческого духа». Куда трагичнее положение иных - тех, кто, признавая, что в мире возможно «жить только для себя» (лишь «умереть – возможно для других»), сам не видит в этом смысла, цели, собственного оправдания бытия. В нем бродят и зреют духовные силы, но он не видит ни чьей-то нужды в них, ни им поддержки:
                                           Зачем же я вечно тоскую и плачу
                                           И сердце на горе бесплодное трачу? (Н-15. 2: 16)
 
 «Жить для себя не всякий день хочется и стоит, - признается Некрасов все тому же Тургеневу… - тогда приходит вопрос: зачем же жить?» (Н-15. 14/2: 37).
           Подводя жизненные итоги в «Последних элегиях», поэт припоминал:
 
                                          Не раз, упав лицом в сырую землю,
                                          С отчаяньем, голодный, я твердил:
                                          - По силам ли, о Боже, труд подъемлю? –
                                         И снова шел, собрав остаток сил (Н-15. 1: 167).
 
 Зачем он жил? К тому ли и так ли стремился? Чего достиг? Какою ценой?
 
                                                               … А рано смерть идет,
                                            И жизни жаль мучительно. Я молод,
                                            Теперь поменьше мелочных хлопот
                                            И реже в дверь мою стучится голод.
                                            Теперь я мог бы сделать что-нибудь,
                                            Но поздно!.. (Н-15. 1: 166)
 
 Где же, если не оправдание, то выход из духовного тупика?
 
                                                       Отрясение праха
 
                                           К цветущей юности возврат –
                                           Под старость нам одно спасенье… (Н-15. 4: 28)
 
 Что ж там «спасительного» - в золотом детстве, в родимом дому? Манили Волга, сад, помнились походы в лес, собственная ружейная охота, но также и потасовки с деревенской ребятней, неуклюжие усадебные строения и:
 
                                        … Помню я: здесь что-то всех давило,
                            Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло (Н-15. 1: 46).
 
                                     … Нет, мой восход не лучезарен –
                                     Ничем я в детстве не пленен
                                     И никому не благодарен (Н-15. 4: 30).
 
        Со всем этим открывший для себя в Петербурге совсем иную жизнь юноша мог расстаться навсегда. Но заброшенный далеко от дома и без надежды на скорый возврат начинающий поэт в стихотворении «Мелодия» пески и кочки родимого Заволжья ностальгически готов окрасить всеми цветами романтического апофеоза:
 
                                                   Есть страна на Севере… …
                                       Словно драгоценною лентой бирюзовою,
                                                      Волгой опоясана…
                                       Розы кашемирские дышат ароматом в ней,
                                                   Небо, как в Авзонии;
                                         Соловьи китайские распевают ей
                                                      Дивные симфонии
                                 Шлю привет то вздохом ей, то мечтой суровою;
                                             … С ней жизнь сердца связана (Н-15. 1: 275).
 
          В этом раннем образе родины пока ничтожно мало реальных примет отеческого края, совсем нет понимания внутренней связи личности с миром природы, культурной традиции народа, ритмами и интонациями его бытия. Но уже есть впервые столь ясно осознанное – через чувство утраты – переживание сильнейшего притяжения родных мест.
       И вот первое, в 1841 году, долгожданное возвращение на родину пусть полуголодного, но гордого «столичного литератора»: прозаика, водевилиста, критика, сотрудника журнала.
 
                                                  Я обошел старинный наш приход
                                                  И ряд могил… знакомый с детства дом…
                                                  … Томим тоской, в заброшенный наш сад
                                                  Я побежал… он глуше с каждым годом… (Н-15. 4: 511, 512)
 
      Душа утешилась, изгнанье прервалось. Но возврат к беспечному детству, к бездумному созерцанию, к чистой гармонии мечтаний был уже невозможен. Новое петербургское зрение позволяет ему рассмотреть, что здесь, в этой среде, в жизни по заведенным в ней законам ему не осталось места. Да и уже заплаченная за собственную свободу цена слишком велика, чтобы ею пренебречь. Рубикон перейден. А что ж родина? Теперь она оставляется Некрасовым без сожаленья.
 
                                                     Родовое проклятие
 
        Новый отъезд из родных палестин и уроки Белинского побудили помещичьего сына к глубочайшему пересмотру своего миросозерцания и идеологическому самоопределению.
 
                                             Таков мой рок,
                            Что хлеб полей, возделанных рабами,
                                         Нейдет мне впрок (Н-15. 1: 172).
 
Убежденный  разночинец,теперь  он  осознал свое право с позиций социального гуманизма предать суду и  обличению как родимую среду, так и все поколение, погрязшее в варварстве, насилии и бессердечии. Теперь у Некрасова явился и собственный счет в иске своего поколения. А как поэт лермонтовской школы, он облек выражение этого своего права в формы абсолютного философско-романтического отрицания.
      Идеал гармонии истоков, детства, дома, родительской любви для романтического героя выступал точкой отсчета, духовным фундаментом в его трагическом противостоянии уродству мира и произволу судьбы. За своим недавним отроческим бегством в мечту наш поэт смог теперь разглядеть жестокую и пошлую неизбежность, исковеркавшую его жизнь. Именно поэтому «родина», воссозданная в одноименном его стихотворении, так страшна в своей инфернальности. Под пером Некрасова она предстает выморочным пространством, «заколдованной» «дырой», местом, заведомо обреченным и заслуженно самоуничтожающимся:
 
                                   И с отвращением кругом кидая взор,
                                   С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
                                   В томящий летний зной защита и прохлада, -
                                   И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
                                   Понурив голову над высохшим ручьем,
                                   И набок валится пустой и мрачный дом… (Н-15. 1: 46)
 
        Это – антимир. Не потому, разумеется, что рядом есть иной, лучший мир. А потому, что, именно этот мир – источник «довременного растления» младенческой души лирического героя:
 
                                    Всему, что, жизнь мою опутав с первых лет,
                                    Проклятьем на меня легло неотразимым
                                    Всему начало здесь, в краю моем родимом! (Н-15. 1: 46)
 
         Отныне высшая трагическая свобода поэта – в его безродинности, в безотечестве! Ubi bene – ubi patria!
 
                                                      Миражи
 
                                      Храни господь того, кто скажет:
                                      - Простите, мирные поля! –
                                      И бедный свой челнок привяжет
                                      К корме большого корабля… (Н-15. 4: 37)
                                      … Ликует сердце молодое –
                                      В восторге юноша. Постой!
                                      Ты будешь говорить другое,
                                      Родство постигнув роковое
                                      Меж этим блеском и тобой!
                                      Пройдут года в борьбе бесплодной,
                                      И на красивые плиты,
                                      Как из машины винт негодный,
                                      Быть может, брошен будешь ты… (Н-15. 4: 33)
 
         Блажен тот, кого ведет призванье, кому указан путь, кто заботливо и мудро руководим, за чьей спиной есть дом, где тебя с любовью примут и отогреют в любой неудаче, откуда исходит неизменная поддержка и теплая вера.
 
                                     Но кто ни богом не отмечен,
                                     Ни даже любящей рукой
                                     Не охранен, не обеспечен,
                                     Тот долго бродит, как слепой:
                                     Кипит, желает, тратит силы
                                     И, поздним опытом богат,
                                     Находит у дверей могилы
                                     Невольных заблуждений ряд… (Н-15. 4: 37)
 
        Даже бежав из родимой среды, беглец остается ее детищем. И тяжесть крыл, и слепота взора, и скудость понимания вещей, сама неразвернутость (или уже погребенность) дарованных талантов – все это ее роковая печать!
 
                                    К чему бы жизнь ни вынуждала,
                                    И даже разницы путем
                                    Не зная меж добром и злом,
                                    Я по теченью плыл сначала…
                                    Бог весть, куда бы прихоть волн
                                    Прибила мой убогий челн… (Н-15. 4: 37)
 
       Спасибо судьбе, что она хотя бы на каторге (где оказывается герой некрасовской поэмы) дарит ему Учителя, снявшего бельма с глаз, введшего в мир культуры и знания, осветившего нравственным светом мрак бытия. Тем самым глубинный смысл поэмы открывается отнюдь не в образе ссыльного революционера, а в нежданно-заветной встрече «темного» (и более того – душевно искалеченного) человека со светом духовным, дающим истинный смысл его бытию.
 
                                                Остров забвения
 
       Вместе с тем, из «далей» художественной ретроспективы многое открывалось Некрасову уже не в том свете, в каком оно некогда виделось «вблизи», когда нынешнее прошлое было еще «с содранной кожей» переживаемым настоящим.
     Да, в утрированно изображенном поэтом городке покидаемой глухомани
 
                                … Домишки малы, пусты лавки,
                                Собор, четыре кабака,
                                Тюрьма, шлагбаум полосатый,
                                 Дом судный, госпиталь дощатый… (Н-15. 4: 34)
 
 Малое замкнутое пространство: «Лай судейской шавки в нем слышен вдоль и поперек». Смутное томление, но ни желаний, ни побуждений. Закон этого мира – отказ от целей и усилий. Идеал – растительный покой.
 
                                  Там духота, бездумье, лень,
                                  Там время тянется сонливо,
                                   Как самодельная расшива
                                   По тихой Волге в летний день (Н-15. 4: 36-37).
 
         Здесь так легко «поддаться игу и лямку общую тянуть».
 
                                    Здесь… Только не грешно родиться
                                    Или под старость умирать (Н-15. 4: 37).
 
 Но жить? Но «силы юные пытать»? в мире провинциальной тишины, духовного застоя и «нещадно переспавших псов» осуществления потребности человека в реализации своих возможностей, в утверждении себя среди других людей, наконец, в деянии на общее благо, увы, не найти. Чем-то стать, обрести свое лицо можно, только вырвавшись за колдовские границы «тридевятого царства».
 
                                                     Нащупывая берег
 
         Но в том-то и загадка «римской» поэмы Некрасова, что здесь поэт впервые так глубинно осознал, что у «медали» человеческих стремлений не одна сторона, что у родимого «болота» существуют и другие измерения. Юный возраст отмечен не только как время, когда «бесплодно гибнут силы», но он же и «пора любви, пора проказ», пора неспешного упоения естественно-природными впечатлениями всеобщего бытия.
      Мир внешний, столичный, «европейский» - область движения, энергии, созидания, интересов, практических оценок и убеждений. Мир внутренний, провинциальный, «российский» - царство статики, замкнутости, архаических, легендарных представлений, фантастических суеверий – «фанатики они». В одном мире сущность жизни в «потехах боевых», в «движенье гордой суеты»; в другом – в его соразмерности частному человеку, в тождественности его самому себе. Петербург поражает предельностью организованного, зодческого, эстетического совершенства. Некрасовский же провинциальный Ярославль демонстрирует, по Гоголю, «удивительные странности природы» - вроде бескрайней Ильинско-Плацпарадно-Успенской площади или рощеподобного Казанского бульвара, - которые, однако, «осваиваются» вполне естественно: здесь «чудак, заезжий из столицы, успешно ищет дупелей» (Н-15. 4: 34).
       В столичном граде повсюду строятся массы войск, по улицам текут безличные человеческие толпы. Жизнь каждого прячется от посторонней нескромности. Самоограничение оборачивается самозаключением, мир тюрем – миром узников. Спасаясь от других, человек безнадежно обкрадывает себя. Его агрессивная амбиция оказывается маской, прикрывающей отсутствие человечности.
     Иное дело – мир невозмутимой традиции. Здесь «солнца каждому довольно» и «всем покойно и не тесно». Здесь всякий чем-то характерен, никакая деятельность не затмевает лиц. Общий строй существования готов принять любого и примирить с остальными. Никто не останется одинок, ибо неизбежно включен в единый природно-человечный цикл жизни и смерти.
                        
                                                        Обретение корней
 
       Не отрекается ли, однако, в своей поэме Некрасов от «гордой юности своей», не примиряется ли с прежде им заклейменной рутиной?
       Став мудрее и глубже вникнув в законы бытия, поэт понял, что зримый мир един. Мир земной, увы, не гуманен, не разумен, не нравствен и долго еще останется таким. Хочется верить, что придет когда-нибудь и другая пора («Жаль только, жить в эту пору прекрасную / Не доведется ни мне, ни тебе…» - Н-15. 2: 170). Мир прогресса, созидания и мир культурной идентичности сосуществуют друг с другом, взаимодополняют и обусловливают друг друга.
       Сфера прекрасного у Некрасова оказывается теперь способной включить в себя не только идеалы новаций, самореализации личности, общественного служения, творчества, но и естественную, природосообразную меру и порядок вещей. Он впервые так полнокровно выказал свою (инстинктивно и прежде жившую в нем) любовь к живой жизни – будь то гуси, спасающиеся от ухарской тройки; или девушка, тайком вышедшая на свидание; зарей ликующие соловьи или нахально-драчливые воробьи; тающий в тумане порой или немотствующие крючники с тяжкими рогожными кулями на плечах; тихо плещущая в сумерках волна или заночевавший в Тверицах обоз и даже «стыдливый визг и хохот женский», - все это безусловная, в юности и именно в родном краю раз и навсегда открывающаяся ценность. Соединенная же с развитием мысли, с пробуждением души и опытом целеустремленной деятельности эта естественная полнота ощущения бытия способна стать прямой основой свободного самостояния личности.
       С этого момента – рубежа физического существования и начавшегося воскресения поэта – земля его отцов становится для него «милой»:
 
                                       Я милую землю, я солнце люблю,
                                       Желаю, надеюсь, страстями киплю… (Н-15. 2: 16)
 
 Он никогда теперь не оскорбит ее ревнивым словом. А прежняя дерзкая мысль обращается во всеобъемлющую максиму: «Всему начало здесь…» Теперь все – и гнев, и боль, и радость, и надежду – он возводит к родному началу. Без него не было бы ничего.
 
                                        Нет! я нигде так сладко не дышал,
                                        Как в Грешневе… (Н-15. 3: 340)
 
         Живым переживанием своего кровного родства с ширью нив и «зеленым шумом» весенних рощ, с мелодикой и строем души селянина, он будет лечить душу, когда «надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра». Оно же и позволит Николаю Некрасову стать не ярославским и не петербуржским, но общенациональным поэтом.
         Николай Некрасов, наконец, - действительно и уже навсегда – вернулся на родину.
 
                                         1991, 2001
Категория: Статьи Н.Н. Пайкова. | Добавил: philolog (18.02.2011) | Автор: Н.Н.Пайков
Просмотров: 687
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Конструктор сайтов - uCoz